Print
Category: Пресс-центр
Hits: 2184

В рамках МАКСа-2021 прошли три значимых мероприятия НЦМУ "Сверхзвук".

1. Круглый стол "НЦМУ "Сверхзвук": вызовы сверхзвукового полёта" (19.07.2021)

Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») выступил организатором круглого стола «НЦМУ „Сверхзвук“: вызовы сверхзвукового полета», который прошел в Москве 19 июля в рамках Четвертого Евразийского аэрокосмического конгресса. Модератором круглого стола выступил научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышёв.

Открыл встречу генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

«В рамках НЦМУ запланированы исследования по таким проблемам сверхзвуковой авиации будущего, как снижение звукового удара, шума на местности, выбросов вредных веществ, повышение экономичности двигательных установок и др. Нам предстоит проработать качественно новые экологические и экономические показатели сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), которые нужны для их серийного производства. Это те ключевые критерии, достижения которых мы ожидаем за счет решения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-технических задач», — сказал Кирилл Сыпало.

Во встрече принял участие Советник по науке Представительства ЕС в Российской Федерации г-н Лоран Бошеро. В приветственном слове г-н Бошеро отметил важность и ценность подобных встреч и подчеркнул острую необходимость международной кооперации в таком стратегически важном научно-исследовательском направлении, как разработка СПС.

Участники обсудили проблематику и ключевые направления исследований лабораторий НЦМУ «Сверхзвук». Так, представитель лаборатории № 1 «Аэродинамика и концептуальное проектирование сверхзвуковых пассажирских самолетов с низким звуковым ударом» В.Г. Судаков выделил такие направления деятельности, как компоновки СГС, изучение профилей ударной волны и имитация звукового удара, трехфакторная оптимизация ЛА звуковой удар-сопротивление-шум, и др.

В фокусе внимания сотрудников лаборатории № 2 «Аэроакустика и вибрации» находятся исследования результатов моделей турбулентности, их адаптация к теориям генерации шума, рассмотрение методов расчета шума струй для двигателя малой степени двухконтурности и др.

Лабораторию № 3 представил научный руководитель ПФИЦ УрО РАН, руководитель лаборатории № 3 НЦМУ «Сверхзвук», академик РАН В.П. Матвеенко. Валерий Павлович дал обзор направлений исследований Пермского Федерального Исследовательского Центра УрО РАН, а также рассказал о достижениях лаборатории № 3 в рамках тематики «Бионические и интеллектуальные конструкции в гражданской авиации».

Представители лабораторий № 4 и № 5 также рассказали о целях и достижениях по своим направлениям исследований: «Газовая динамика и силовая установка» и «Интеллектуальное управление и безопасность полета» соответственно.

Завершила встречу открытая дискуссия по ключевым вопросам создания СПС нового поколения.

«Состоявшийся в рамках конференции плодотворный диалог по вопросам сверхзвуковой гражданской авиации поможет найти пути взаимодействия и дальнейшего сотрудничества как с российскими коллегами, так и зарубежными партнерами»" — подытожил сопредседатель Международного наблюдательного совета НЦМУ «Сверхзвук», председатель Наблюдательного совета НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», академик РАН Борис Алёшин.

Соорганизаторами Круглого стола выступили члены консорциума НЦМУ «Сверхзвук» ФАУ «ЦИАМ», ФГУП «ГосНИИАС» (входят в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), ФГБУ «МАИ», ФГБУ «МГУ», ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН», ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН.

2. Семинар по прочности авиационных конструкций (19-20.07.2021)

Сверхзвуковые пассажирские самолеты (СПС) будущего должны быть легкими, надежными в эксплуатации и комфортными для пассажиров. Вопросы создания научных основ для повышения эксплуатационного ресурса СПС обсуждались на 12-м научно-техническом семинаре «Перспективные авиационные конструкции (АК) гражданских самолетов. НЦМУ „Сверхзвук“: инновационные технологии для создания нового поколения СПС». Мероприятие стало частью научно-деловой программы Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на авиасалоне МАКС-2021 и прошло на площадке Технопарка ЦАГИ.

Семинар был организован в рамках деятельности подразделения НЦМУ «Сверхзвук» — лаборатории «Прочность и интеллектуальные конструкции». Его участниками стали свыше 70 представителей ведущих российских промышленных, научных и образовательных организаций авиационной отрасли, таких как НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ПАО «ОАК», АО «ЦНИИСМ», ПФИЦ УрО РАН, ФИЦ КазНЦ РАН, ИПРИМ РАН, КНИТУ-КАИ, ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», МФТИ и др.

В этом году основной темой встречи было формирование научно-технического задела по исследованиям прочностных характеристик скоростной гражданской авиации. Мероприятие открыл заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник комплекса прочности ЛА Михаил Зиченков. В своем приветственном слове он коснулся важности новых подходов в организации исследований конструкций из современных материалов. «Сейчас для нас важно сформировать научно-технический задел с использованием самых прогрессивных методов и средств проектирования, разработки и эксплуатации для сверхзвуковой авиационной техники», — подчеркнул М.Ч. Зиченков.

В рамках семинара было сделано много интересных и важных с научной точки зрения докладов по перспективным конструкциям, методам их проектирования и анализа прочности. Выступали как ученые ЦАГИ, так и приглашенные докладчики — научный руководитель Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, академик РАН В.П. Матвеенко, заместитель главного конструктора ЦНИИСМ, академик РАН В.В. Васильев, декан факультета Южно-Уральского государственного университета, доктор технических наук С.Б. Сапожников, представители Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева — КАИ, ИМАШ РАН и др.

Одним из значимых на встрече был доклад координатора лаборатории «Прочность и интеллектуальные конструкции» НЦМУ, руководителя лаборатории прочности перспективных авиаконструкций ФГУП «ЦАГИ» Александра Шаныгина о применении бионических конструктивно-силовых схем (КСС) в конструкции СПС для решения критических задач прочности. Ученый привел результаты предварительной оценки эффективности использования бионических КСС для перспективных СПС, основанных на однонаправленных композитных структурах, формирующих жесткий реберный каркас, вспомогательных элементах на основе системы эластичных обшивок и ударозащитных слоев, специальных стыках и др.

3. Конференция по развитию сверхзвуковой авиации (21.07.2021)

Одним из важнейших мероприятий научно-деловой программы Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на МАКС-2021 стала конференция по развитию сверхзвуковой авиации. Встреча, приуроченная к Году науки и технологий, прошла 21 июля в Конгресс-центре авиасалона.

Мероприятие открыл генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», руководитель научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. «Сверхзвуковая авиация призвана обеспечить быстрые и удобные перелеты по стране и за рубеж, а также повысить доступность удаленных территорий России. Разработка сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), соответствующего этим целям, — на сегодня одна из приоритетных задач для государства. Именно поэтому ЦАГИ выступил инициатором создания НЦМУ. Инициативу поддержали ведущие научно-исследовательские организации отраслевого характера, академического и вузовского секторов, ставшие участниками консорциума. Вместе мы реализуем программу создания и развития центра, формируя научную и инфраструктурную базы по сверхзвуку», — сказал К.И. Сыпало.

С приветственным словом к участникам встречи по видеоконференцсвязи обратился заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Денис Секиринский. Он подчеркнул определяющую роль НЦМУ «Сверхзвук» в развитии отечественной сверхзвуковой гражданской авиационной науки. Также на открытии мероприятия выступил директор Департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования РФ Павел Форш. Представитель ведомства отметил важность вовлечения в масштабный и амбициозный проект НЦМУ молодых перспективных исследователей.

Центральной темой обсуждения на конференции стали целевые параметры стратегии долгосрочного развития центра, о характеристиках которых проинформировал руководитель НЦМУ «Сверхзвук» К.И. Сыпало. Он сообщил о том, что существующая программа создания и развития НЦМУ «Сверхзвук» рассчитана на период до 2025 года. При этом основным источником финансирования является субсидия Министерства науки и высшего образования РФ в объеме более трех миллиардов рублей. За это время необходимо решить амбициозные научные задачи, провести целый ряд крупных мероприятий, мастер-классов и конференций, разработать образовательные программы, подготовить молодых исследователей и др. «Но на этом проект не остановится, уже сейчас надо формировать стратегию развития НЦМУ „Сверхзвук“ на период до 2030 года», — сказал К.И. Сыпало.

Далее ученые обсудили научные перспективы создания СПС. С основным докладом выступил научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев, возглавивший лабораторию НЦМУ «Аэродинамика и концептуальное проектирование СПС с низким звуковым ударом». Он представил концепцию аэродинамической компоновки самолета высокого уровня, расчетную модель крыла и результаты работы по совершенствованию методов моделирования звукового удара.

Руководитель лаборатории «Аэроакустика и вибрации», начальник отделения аэроакустики ФГУП «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Виктор Копьев представил на встрече планируемые результаты снижения шума струи двигателя СПС, основанные на разработке инновационных способов моделирования и снижения шума. Среди них в ближайшей перспективе особую важность приобретают способы, которые не полагаются на уменьшение скорости струи, например, гофрированные сопла, плазменные актуаторы и т.д.

Кроме того, в ходе диалога выступили руководители и других научных подразделений НЦМУ — научный руководитель Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, академик РАН Валерий Матвеенко (лаборатория «Прочность и интеллектуальные конструкции»), заместитель генерального директора по науке ФАУ «ЦИАМ», доктор технических наук Александр Ланшин (лаборатория «Газовая динамика и силовая установка») и заведующий кафедрой МАИ, доктор технических наук Александр Ефремов (лаборатория «Искусственный интеллект и безопасность полетов»).

В рамках конференции также состоялось открытое совместное заседание органов управления НЦМУ «Сверхзвук» — Международного наблюдательного и научного советов. Члены советов и эксперты обсудили ход работы по программам научных исследований и инфраструктурному развитию центра, внесли свои предложения для включения в стратегию развития НЦМУ.

Сопредседатели Международного наблюдательного совета — научный руководитель ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», профессор, академик РАН Б.С. Алешин и ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор физико-математических наук, академик РАН В.А. Садовничий — отметили важность разработки целевых ориентиров долгосрочной стратегии развития НЦМУ «Сверхзвук».

Все мероприятия прошли в рамках реализации Программы создания и развития НЦМУ «Сверхзвук» на 2020–2025 гг. при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (соглашение от 8 декабря 2020 г. № 075-11-2020-023). ПФИЦ УрО РАН является участником консорциума НЦМУ «Сверхзвук» с 2020 года.

 

Публикация подготовлена по материалам сайта "ЦАГИ":
https://tsagi.ru/pressroom/news/5262/
https://tsagi.ru/pressroom/news/5266/
https://tsagi.ru/pressroom/news/5267/