«Je pense, donc je suis»
«Cogito ergo sum»

«Я мыслю, следовательно, я есмь»
Р. Декарт, 1637

Главное здание ПФИЦ УрО РАН под его историческим названием «Дом Грибушина» было представлено в 2014 году на сайте портала lenta.ru в фотогалерее «Архитектурный символы российских городов-миллионников». Не случайно только это здание было выбрано для фотогалереи. Известный исследователь архитектуры Валерия Звагельская в статье «Архитектура модерна на Урале» писала: «По богатству палитры декоративных средств модерна, по высокой художественной ценности даже второстепенных деталей, будь то рисунок кованых кронштейнов или форма столбов ограды, особняк Грибушина не имеет себе равных среди круга городских особняков Урала».

Александр Бонавентурович Турчевич, автор проекта исторического особняка, был одним из тех зодчих, которые определяли развитие архитектуры на Урале. Он возвел строительное дело в ранг искусства. Мастером было реализовано около 150 проектов гражданских и культовых зданий.

turch 02

Особняк строился как дом-театр по заказу известных и состоятельных жителей Перми Кашперовых. С архитектором их объединяло серьезное увлечение театром. Своей необычностью дом вскоре привлек внимание семьи известных на Урале миллионеров и меценатов Поклевских-Козелл. Но и они также недолго владели особняком, что-то принудило их в 1904 году расстаться с этим зданием.

Третьими владельцами особняка явились уже Грибушины, точнее вдова кунгурского миллионера - чаеторговца Михаила Ивановича Грибушина Антонина Ивановна и ее сын Сергей Михайлович Грибушин. Стремясь укрепить славу семьи, известной своим богатством и широкой благотворительной деятельностью, они решили перестроить особняк. Для осуществления сложных строительных и оформительских работ вновь был приглашен А.Б. Турчевич.

Антонида Ивановна Грибушина        Грибушин Сергей Михайлович

Маститый архитектор с самого начала построил дом из самой влагоустойчивой породы деревьев – пермской лиственницы. Но на этот раз появилась возможность сделать дом еще более долговечным, поместив деревянный сруб в надежную кирпичную оболочку. Таким образом, в 1907 году на месте еще не успевшего состариться прежнего дома появился фешенебельный двухэтажный особняк с уникальным наружным и внутренним декоративным оформлением. Стиль модерн архитектором был не только сохранен, но и подчеркнут новыми художественными достоинствами. Изысканный лепной декор украшал фасад и продолжался в богатой и разнообразной по элементам лепнине потолков и плафонов парадных залов. Приглашенный Турчевичем мастер-самоучка Петр Агафьин как никто другой умел «читать» рисунки и чертежи архитектора, наделяя лепной растительный орнамент непостижимой жизненной силой. Самой яркой и запоминающейся деталью декоративного убранства дома по праву считаются маскароны – маски идеализированных женских лиц в капителях пилястр и различных композициях. Так Дом Грибушиных стал памятником не только зодческого искусства, но еще и памятником почти забытого в наше время мастерства архитектурной художественной лепки.

DSCF0469  012 v  001 005 v

 

016 v  007  020 v  011

Главное здание ПФИЦ УрО РАН, располагающееся по адресу г. Пермь, ул. Ленина, 13 А, является объектом культурного наследия – «Дом купца Грибушина с оградой и воротами», памятник градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения. Особняк в стиле модерн, респектабельный и модный, был построен между 1894 и 1898 г.г. по проекту выдающегося уральского зодчего Александра Турчевича. Под названием «Дом Грибушина» он вошел в историю архитектуры («Всемирная история архитектуры в 12 томах» под редакцией академика Н.В. Баранова) как пример гармоничного объединения с модерном элементов классицизма.

1280px Gribushin House Perm 2008

В советское время, приспособленный для детской клинической больницы на долгие 65 лет, особняк сильно обветшал. Проведенная в 90-х годах прошлого века Пермским научным центром УрО РАН (ныне ПФИЦ УрО РАН) беспрецедентная для города Перми научная реставрация спасла Дом Грибушина от дальнейшего разрушения и неминуемого сноса. Нелегкое решение о реставрации здания, износ которого по оценкам специалистов составлял до 90%, было принято член-корреспондентом РАН Юрием Степановичем Клячкиным, организатором и первым председателем ПНЦ УрО РАН.

Неотъемлемой частью внутреннего пространства старинного купеческого особняка и отражением концепции жизни его прежних владельцев Грибушиных была Музыкальная гостиная. Ее акустика превосходна. Традиция проведения музыкальных вечеров была возобновлена сразу после завершения научной реставрации здания в 1993 году. Концертной деятельностью занимается Пермская музыкальная общественная организация «Классик», созданная в июне 1992 г. по инициативе научной и музыкальной общественности г. Перми.

 Музыкальная гостиная

Архитектурный шедевр

Реставрация исторического особняка

Музыкальные традиции

В 1979 году группой московских специалистов института «Спецпроектреставрация» было проведено обследование и составлено «Заключение о техническом состоянии памятника архитектуры начала XX века Дома Грибушина в г. Перми». В нем констатировалось полное или частичное разрушение карнизов, штукатурки и лепнины по всему фасаду здания. К этому времени пилоны ворот из кирпича утратили и штукатурку, и кованую решетку. Внутри дома только парадный вход был в удовлетворительном состоянии, так как с 1921 года он был закрыт и превращен в склад. Уникальный лепной декор из гипса был наполовину утрачен. То, что уцелело, было покрыто несколькими слоями краски и копотью. Мозаичный паркет из почти двух десятков ценных пород дерева, включая вишневое дерево из Китая, пришел в негодность. Но каркас здания в целом дал незначительные деформации. Это важное обстоятельство объясняется структурным решением стен особняка: сруб из круглых стволов лиственницы облицован кирпичом, затем отштукатурен. Многослойные стены помогли дому выстоять, несмотря на долгие десятилетия его нещадной эксплуатации. С 1919 года в нем поочередно размещались различные медицинские учреждения: сводный полевой госпиталь, санаторий для легочных больных, детская больница.

В 1987 году состоялся долгожданный переезд детской клинической больницы в новое, специально выстроенное для нее здание, что неподалеку от старого. Бывший купеческий особняк выглядел настолько убого, что власти собирались его снести как «не подлежащее восстановлению». Тяжелую ношу огромных по объему восстановительных и реставрационных работ взял на себя член-корреспондент РАН Юрий Степанович Клячкин. В те годы перед ним была поставлена задача создания в Перми научного центра АН СССР. Большая организационная работа шла параллельно с поисками подходящего помещения. Вначале Ю.С. Клячкин, как и другие руководители города, отказался от бывшего особняка Грибушина. Но узнав, что когда-то прекрасный дом, ставший бесхозным, собираются снести «под бульдозер», принял решение о его спасении. Концепция восстановления особняка «один к одному» была принята совместно с пермским архитектором-реставратором Г.Д. Канторовичем, имевшим большой опыт работы с архитектурными памятниками.

Двор Грибуш разруш001

 

Дом Грибушина1  Дом Грибушина2  Дом Грибушина3

К начальному этапу восстановительных работ приступили уже в ноябре 1987 года. Первым делом из подвалов, отведенных под овощехранилище, вывезли несколько самосвалов гнилого картофеля. Пришедшие в негодность (85%) деревянные перекрытия поменяли на кирпич с гидроизоляцией. С потолков специальной смывкой, изготовленной для этой цели в академическом Институте технической химии, сняли слои краски. При восстановлении лепных деталей использовался состав, разработанный Пермским политехническим институтом. Паркет удалось восстановить только в парадной (музыкальной) гостиной благодаря немногим уцелевшим фрагментам паркета остальных комнат. В них настелили новый паркет, привезенный из Винницы. Прежние люстры были все до одной утеряны. Новые люстры заказали в Москве и Петербурге. По двум сохранившимся образцам дверных ручек московские мастера выполнили и остальные. Изготовление и установка вазонов, лепных гирлянд, маскаронов, скульптурных групп и других элементов наружного декора здания, внутренние работы с лепниной проводились в течение нескольких лет при участии скульптора Ю. Екубенко и лепщика В. Машкова. К 1992 году основные восстановительные работы были завершены. Еще через 5 лет особняку «вернули» флагштоки и кованый ажур ворот, выполненных кузнецом В. Базаровым по сохранившимся рисункам А. Турчевича. Калитки и ограду реставрировал кузнец И. Кадочников.

Сменивший Ю.С. Клячкина на посту председателя ПНЦ УрО РАН (ныне ПФИЦ УрО РАН) член-корреспондент РАН (академик РАН с 2003 года) В.П. Матвеенко продолжил ремонтно-восстановительные работы. На месте прогнившей деревянной веранды построен зал заседаний, модернизированы электропроводка и система отопления, поменялись обои на стенах и оснастка окон, регулярно обновляется фасад дома. При этом неизменным остается расположение комнат и бережно сохраняется воссозданное пермскими мастерами уникальное архитектурно-декоративное убранство исторического здания.

Возрожденный памятник архитектуры и искусства художественной лепки бывший особняк купца Грибушина, одно из лучших творений выдающегося зодчего А.Б. Турчевича, в наши дни, как и более ста лет назад, украшает город своим неповторимым обликом.

Дом Грибушина   

Культурные традиции в купеческом особняке изначально складывались основательно и с размахом. Здесь ценили ансамблевое музицирование, а на парадных приемах часто исполнялись музыкально-поэтические композиции, тон которым задавал актер и архитектор, душа пермского общества А.Б. Турчевич. Поэтому неудивительно, что хозяин дома Сергей Михайлович Грибушин, неплохо игравший на рояле, и его младший брат Николай Михайлович, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки, стали инициаторами создания в Перми первого на Урале отделения Императорского русского музыкального общества и его меценатами. Произошло это в 1908 году при единодушной поддержке Пермской городской думы, осознававшей важность перехода от частных уроков к систематическому музыкальному образованию.

В наше время первый концерт в отреставрированном здании прошел 23 апреля 1993 года. Он послужил началу долговременного сотрудничества Пермского научного центра (ныне Пермского федерального исследовательского центра) Уральского отделения РАН и Пермской музыкальной общественной организации «Классик». С этого времени на концертных вечерах в Музыкальной гостиной стали встречаться раз в месяц, по четвергам, меломаны-слушатели с меломанами-исполнителями. Постепенно сложился круг постоянных слушателей, который в дальнейшем стал именоваться клубом «Классик». Традиция проведения камерных музыкальных вечеров, возобновленная в 1993 году, с тех пор не прерывалась. К 2018 году их состоялось более 200.

С 2004 года в тематике концертов начала складываться историко-культурная составляющая, связанная с эпохой Серебряного века. А.Б. Турчевич – один из наиболее характерных и ярких ее представителей. К этому времени о его жизни и деятельности появились исследования пермских историков архитектуры и публикации краеведов. Они дали обширный творческий материал для музыкальных вечеров в гостиной ПНЦ УрО РАН. За проведение цикла концертов «Лики модерна», посвященного 155-летию со дня рождения Турчевича, бессменный руководитель «Классика» и ведущая музыкальных вечеров Людмила Михайловна Корж была удостоена премии города Перми имени исследователя и просветителя Пермского края Н.Н. Серебренникова. Продолжение историко-культурной составляющей музыкальных вечеров связано с именем композитора И.П. Ларионова – уроженца Перми, автора всемирно известной песни «Калинка». Кульминацией организационно-творческой деятельности по этой теме стало исполнение в декабре 2014 года в Музыкальной гостиной оперы И.П. Ларионова «Барышня-крестьянка», прозвучавшей впервые через 140 лет после ее премьеры в Санкт-Петербурге.

С октября 2015 года концерты камерной классической музыки стали неотъемлемой частью нового инициативного проекта «Грибушинские ассамблеи в ПНЦ (ныне ПФИЦ) УрО РАН». Вечера, проходящие в рамках Грибушинских ассамблей, объединяют два основных события: научно-популярный доклад или сообщение и концертную программу, эмоционально и содержательно связанную с научной частью вечера. Такой формат проведения вечеров создает синергический эффект, усиливающий воздействие интеллекта и эмоций. Не последнюю роль в этом играет безупречная акустика Музыкальной гостиной. Накопленный учеными богатый научный и жизненный опыт, включенность в жизнь искусства послужили новым импульсом к обновлению и развитию уникальных культурных традиций, сложившихся в историческом особняке – главном здании ПФИЦ УрО РАН.

Попова Ольга  Ронжин Вячеслав 

Тыщик А. и Колесников А

Артисты и Ившина И.Б