«Je pense, donc je suis»
«Cogito ergo sum»

«Я мыслю, следовательно, я есмь»
Р. Декарт, 1637

Деятельность кафедры направлена на то, чтобы:
• помогать сотрудникам научных институтов в формировании и совершенствовании иноязычной коммуникативной, в том числе профессиональной компетенции;
• преодолевать языковые барьеры и этноцентризм;
• в процессе обучения языкам воспитывать уважение к менталитету, культуре и традициям европейского сообщества;
• поощрять стремление к академическому многоязычию, определяемому европейским языковым портфелем;
• сохранять лингвистические и методические традиции петербургской (щербовской) научной школы, развивая их с привлечением современных технологий.

В рамках обучения в аспирантуре и соискательстве проводятся занятия по дисциплине «История и философия науки». В этом курсе изучаются: основные этапы истории научного познания и науки как общественного института, основные концепции философии науки, логика и методология науки, основы исторической и логической (ре-) конструкции научных исследований, общенаучные методы исследования, развитие междисциплинарных исследований, общие положения когнитивных наук, отношение к науке как призванию и профессии, ценностное измерение научной работы и ответственность ученного за последствия своих исследований.

Курс «История и философия науки», как и философия в целом, гармонично соединяется с изучением иностранных языков, поскольку связан с освоением исторической и современной терминологии науки, искусством именования изучаемых явлений, пониманием значения слов в научной международной коммуникации. Это служит условием перехода специалиста к другому, более общему взгляду на свою работу.

Сфера деятельности преподавателей кафедры сейчас включает не только подготовку аспирантов к кандидатскому экзамену, но и обучение сотрудников научных подразделений иностранным языкам - английскому, выполняющему роль международного языка-посредника в сфере науки и научного общения специалистов, немецкому и французскому.

Осознание необходимости совершенствовать методику обучения иностранным языкам привело к целенаправленным научным исследованиям в сфере теоретической лингвистики и лингводидактики как ее прикладной области. В процессе изучения лингвистических основ преподавания иностранного языка выстраивалась (в духе щербовского единства исследования и преподавания) авторская, теоретически и экспериментально обоснованная методика обучения восприятию живой иноязычной речи на слух – краеугольный камень эффективной методики обучения языку в целом.

На кафедре подготовлены и защищены диссертации:
• В 2009 г. Т.Н. Чугаева защитила докторскую диссертацию «Звуковой строй языка в перцептивном аспекте (экспериментальное исследование на материале английского языка) (10.02.19 – теория языка) в диссертационном совете Д 212.232.23. Санкт-Петербургского государственного университета.
• В 2008 г. О.В. Байбурова защитила кандидатскую диссертацию «Механизмы восприятия разносложных типов английского слова» (10.02.19 – теория языка) в диссертационном совете Д 212.189.11 Пермского государственного университета (научный руководитель Т.Н. Чугаева).
• В 2013 г. Г.В. Порческу защитила кандидатскую диссертацию «Строй английского предложения в перцептивном аспекте» (10.02.04 – германские языки) в диссертационном совете Д 212.163.01 Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова (научный руководитель Т.Н. Чугаева).
• В 2016 г. С.Ю. Мякотникова защитила кандидатскую диссертацию «Перцептивные особенности звукового строя американского варианта английского языка» (10.02.19 – теория языка) в диссертационном совете Пермского государственного национального исследовательского университета (научный руководитель Т.Н. Чугаева).
Под руководством Т.Н. Чугаевой продолжается работа над тремя кандидатскими диссертациями.

Кафедра поддерживала дружеские международные связи с коллегами-преподавателями английского из Великобритании, Америки, Германии, Канады как в области методики преподавания английского как иностранного, так и лингвистических исследований (Oxford, Educational department, Providence college, Canada).

В течение ряда лет в ПФИЦ УрО РАН регулярно проводились заседания английского клуба свободного общения Java Jaw с носителями английского языка в его британском и американском вариантах.

В 2007 г. наши канадские коллеги Prof. Douglas Sadler и Dr John McNeil ( PhD linguistics) с успехом провели семинар "Paradigms For Growth in EFL/ESL Teaching" (TESOL course) с целью повышения квалификации вузовских преподавателей английского языка г. Перми.

Совместно со специалистами кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков Санкт-Петербургского государственного университета регулярно собирается межвузовский семинар «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка», целью которого является повышение уровня методической, фонетической и лингвистической подготовки преподавательских кадров.

Кафедра иностранных языков поддерживает дружеские связи и с другими кафедрами иностранных языков вузов Перми и других городов. Тесные связи поддерживаются с кафедрой лингвистики и перевода Вятского государственного гуманитарного университета (в рамках договора о сотрудничестве с ВятГГУ), кафедрой межкультурной коммуникации Петрозаводского государственного университета и др.

Активно осуществляется издательская деятельность. В 2005 г. кафедрой был издан (при поддержке академических институтов ИТХ, ИМСС, ГИ и ИЭГМ) Практикум по аудированию английской речи «Listening Challenge» (Т.Н.Чугаева, О.В.Байбурова, A.Thaker и др.), который с успехом используется в процессе преподавания английского языка. В 2010 г. совместно с кафедрой фонетики и методики СПбГУ издано пособие Г. С. Троценко «Монофтонги». Изданы другие учебно-методические пособия на английском и немецком языках.

С 2011 по 2017 годы шла активная работа по разработке и изданию материалов рубрики TERRA LINGUA в «Вестнике Пермского научного центра», которая формирует у читателя представление о закономерностях усвоения различных иностранных языков, как лингвистических, так и психологических, о традиционных и новых эффективных методах и способах овладения изучаемым языком. Материалы рубрики нацелены на приобщение к миру и культуре изучаемого языка. В общей сложности всего вышло 14 выпусков, посвященных тематике различных языков и стран: английский, немецкий, французский, испанский, американский вариант английского, шотландский английский, китайский, русский.

С 2014 по 2018 на кафедре осуществлялся научно-просветительский проект в сотрудничестве с филологами Пермского классического университета, арабистами Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского Приволжского федерального университета и специалистами Нижегородского государственного лингвистического университета, Чеченского государственного университета. В начале 2018г. была издана книга «TerraLinguÆ: В мире языка, языки в мире» под общ. ред. Б.В. Кондакова и Т.Н. Чугаевой (ИЦ «Титул»). Презентация книги состоялась в Перми, Грозном, Санкт-Петербурге и вызвала интерес широкого круга читателей и специалистов.

Исследовательская деятельность:
• проведение научных исследований в области теоретической и прикладной лингвистики, теории усвоения языка, теории речевой деятельности, психолингвистики и лингводидактики;
• разработка теоретических проблем перцептивной лингвистики, психолингвистики, теории усвоения иностранных языков, восприятия звучащей иноязычной речи для обеспечения современного уровня преподавания иностранных языков, создания и применения новейших, в том числе авторских методик преподавания;
• участие с докладами на Международной филологической конференции, проводимой Санкт-Петербургским государственным университетом, а также в других международных и региональных лингвистических конференциях.