30 ноября - 1 декабря 2022 года в Перми прошла Четвертая Школа молодых ученых «Мониторинг природных и техногенных систем», которая проводилась в рамках выполнения проекта Российского научного фонда № 19-77-30008 «Разработка теоретических основ и практических методов интеллектуального мониторинга сложных горнотехнических объектов» (руководитель академик РАН Барях А.А.).
В работе Школы приняли участие более 130 ученых из Перми, Москвы, Екатеринбурга, Тольятти, Хабаровска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Томска, Бангалор (Индия), Алматы (Казахстан) и других городов.
Программа Школы включала доклады ведущих российских и индийских специалистов, объединенных общей темой обеспечения безопасности природных и техногенных систем в самом широком ее понимании. Так, вниманию слушателей были представлены следующие лекции: «Газодинамические явления в калийных рудниках», «Температурные исследования в водонаполненных скважинах в условиях свободной тепловой конвекции», «Успехи и перспективы метода акустической эмиссии в области контроля процессов деформации и разрушения», «Оценка и контроль удароопасности и техногенной сейсмичности при подземной разработке рудных месторождений: методы, технические средства и результаты исследований», «Перспективы проведения мониторинга разломных зон с целью снижения риска крупных землетрясений в окрестности горнодобывающих предприятий», «Моделирование необратимой деформации и разрушения горных пород», «Обеспечение долгосрочной безопасной эксплуатации авиационной техники», «Построение трёхмерной модели местности по данным спутниковой стереосъёмки с применением методов глубокого машинного обучения», «Минералогия и кристаллохимия урана: от урановых месторождений до техногенных систем» и другие.
Особый интерес у участников вызвали включенные в программу работы Школы мастер-классы, посвященные самым передовым и активно совершенствующимися геофизическим методам контроля состояния породного массива и методам измерения деформаций при помощи распределенных волоконно-оптических датчиков.
Успешное проведение Школы в четвертый раз демонстрирует высокий научный уровень докладов, широту направлений и актуальность тематики представленных исследований, возможность обсуждения вынесенных в программу вопросов со специалистами, а также образовательную компоненту Школы.