С 8 по 13 ноября 2020 года в онлайн формате состоится V форум «Ни дня без науки», посвященный памяти Сергея Петровича Капицы. Среди организаторов форума - Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН.
Организаторами мероприятия выступают Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» и детский технопарк “Кванториум Фотоника”.
В рамках Форума будут обсуждаться вопросы, связанные с угрозами и вызовами цивилизации, а потому, мероприятие будет полезным и интересным не только представителям точных наук, но и филологам, историкам и журналистам.
Открытие форума
Открытие форума «Ни дня без науки» с участием организаторов – Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» и детский технопарк “Кванториум Фотоника.
В.А.Лекторский «Вечное и настоящее в философии - Цифровизация мира»
Цифровизация – сверхсовременная ситуация, в которой мы сейчас уже живем, о которой нам отовсюду твердят. Философия – одна из самых древних форм человеческой деятельности, ей более 2000 лет. Как они соотносятся. В эпоху цифровизации, когда все решается технологически, остается ли нужной философия, которая вот уже многие столетия пытается решить одни и те же вопросы? Однако сейчас философия становится самой актуальной из наук и ее «вечные» вопросы стали касаться практически каждого. Обоснованию этого посвящена лекция, мы пытаемся разобраться в том, каковы сегодня ответы на Кантовские главные вопросы: что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться?
Р.А.Степанов «Турбулентность - это не страшно»
Хаотический характер течений жидкостей и газов является обязательным признаком, который позволяет обнаружить окружающую нас турбулентность. В турбулентном состоянии потоки вещества существенно меняют свои механические свойства и поэтому они могут представлять угрозу для инженерных конструкций и аппаратов. Наука открыла ряд законов, которым подчиняется турбулентность, и позволяет не только учесть негативное воздействие турбулентности, но и извлечет из нее пользу. В лекции речь пойдет о теоретических и экспериментальных исследованиях турбулентности, а также о результатах, полученных с помощью суперкомпьютеров.
А.В.Слюняев «Волны-убийцы в море, физике и математике»
Наши представления о морских волнах существенно изменились уже в 21 веке. Свидетельства очевидцев и результаты длительных измерений говорят о существовании в океане аномально высоких волн – «волн-убийц», которые не описываются современными прогностическими моделями и не учитываются техническими стандартами. Проблема морских волн-убийц остается предметом споров, но уже породила всплеск исследований и новых результатов в других разделах физики и нелинейной динамики. Что это за волны и как им противостоять, будет обсуждаться в этой лекции.
В.А.Черешнев «Медицина 21-го века»
В лекции излагаются основные тренды развития биомедицины в 21 веке, в частности, изменение источников отрицательного, патогенного воздействия на биосферу и человека, появление новых инфекционных агентов, трансформация зоонозов в антропозоонозы, изменение направленности формирования патологии человека, наступление новой нейротехнологической эпохи. С этой эпохой связаны разработки нейроинтерфейсов, распространение носимых гаджетов и чипов (биохакинг), создание мировой базы ДНК, дистанционный контроль (телемедицина), обработка результатов искусственным интеллектом, построение виртуальной копии мозга, модификация генома, иммунная терапия, редактирование генетического кода, изготовление органов и медикаментов на 3D-принтерах (биопечать), прогнозирование болезней и многое другое.
И.А.Некрасов «Физика цвета»
Цвет окружающих нас предметов — это то, с чем каждый человек сталкивается буквально ежесекундно на протяжении всей своей жизни. Пытливый ум естествоиспытателя или просто любопытного человека конечно же задаст вопросы: “А что такое цвет? Чем он вызван? Как воспринимается человеком?” и т.д. Для ответа на эти, казалось бы, простые и очевидные вопросы, необходимо будет коснуться огромного количества знаний в различных областях науки – физике, математике, химии и биологии.
На лекции мы попытаемся разобраться в этих вопросах, пройдя весь путь – от микроскопических причин внутри кристаллов или молекул, обусловленных квантовомеханическим поведением электронов, затем распространения электромагнитного излучения видимого диапазона в среде и до восприятия этих электромагнитных волн клетками человеческого глаза и последующей обработки их мозгом.
Ю.А.Баимова «Углеродные нано-материалы: история и современные вызовы»
Углерод является одним из самых удивительных элементов на земле. Его история началась три тысячи лет назад, когда люди обнаружили удивительные свойства алмаза. Именно с тех пор начался долгий путь в Флатландию, которая стала не просто новой областью физики, изучающей графен и другие наноструктуры, но и перевернула наши представления о материалах. В наши дни углеродные структуры демонстрируют полную готовность ответить современным вызовам цивилизации.
А.В.Черных «Наука о народах и вызовы современности»
Этнология не входит в число школьных дисциплин, однако ее роль в современном мире все возрастает. Этнологи – специалисты по народам и культурам все чаще оказываются необходимы в решении таких важных для современного общества вопросов, как сохранение и развитие родных языков, наследия культур народов России. Они включены в решение проблем межнациональных отношений и конфликтов, реализацию государственной национальной политики, в развитие этнокультурного образования, музеев. В России проживают представители более 190 народов и это объясняет тот факт, что этнологическое образование стало одним из направлений подготовки в ведущих университетах, а специалисты этнологи востребованы во многих сферах общественной жизни.
А.М.Шестерина «Медиареальность: новая среда обитания»
Многие исследователи отмечают все более активное вторжение медиа в нашу жизнь. Особенно очевидным это стало в ситуации пандемии. Медиа формируют новую реальность, которая играет все более заметную роль в разных социальных средах. В лекции будут рассматриваться черты медиареальность и особенности ее воздействия на человека и общество в целом. Мы коснемся общих принципов медиаэкологии и медиагигиены, а также проведем диагностику медиазависимости.