МАСТЕРСКАЯ МЕДНИКА – УНИКАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ ПЕРМСКИХ АРХЕОЛОГОВ
К уникальным открытиям последних лет, совершенных археологами ПФИЦ УрО РАН и ПГГПУ на территории Пермского края, можно отнести обнаружение на Рождественском городище в Карагайском районе мастерской медника. Мастерская исследовалась в 2018-2019, 2021 гг., и уже можно обобщить основные результаты этих исследований.
Начнем с того, что Рождественское городище к. IX – первой половины XIV вв. было торгово-ремесленной факторией Волжской Булгарии на наших землях, это единственный памятник Пермского края, упомянутый в письменных источниках как городок Афкула (Акикул). Здесь вместе с местными жителями – финно-уграми, жили булгарские купцы и ремесленники с семьями, присутствовали выходцы с соседних финно-угорских территорий и даже, возможно, с Руси. То есть это был типичный средневековый городок с пестрым населением. За годы раскопок городища на нем неоднократно встречались остатки мастерских – металлообрабатывающих, гончарных, косторезных, но медницкая мастерская обнаружена впервые. Да и в целом по России таких мастерских известно единицы, на Урале она первая, а настолько полно изученных, наверное, нет больше нигде.
Медная посуда (в особенности – котлы) начала распространяться с VIII в., а в X-XIV вв. приобрела широкую популярность. Причем у финно-угров Поволжья, Приуралья и Западной Сибири медные котлы принадлежали к особым сакральным предметам – их очень ценили, берегли, помещали в могилы самых знатных представителей общества. Испорченную посуду не выбрасывали, а использовали как сырье для литейного производства, ведь для ковки использовали исключительно чистую медь. Раньше думали, что такая посуда производилась только в ремесленных центрах крупных феодальных государств, в частности, Волжской Булгарии.
Мастерская располагалась в большом доме площадью 216 кв. м, разделенном перегородками, построенном в каркасно-столбовой технике, как и жилища, изученные на городище. Не исключено, что мастер с семьей жил здесь же в помещении, отделенном перегородкой.
В производственной части обнаружены остатки печей и горнов, разнообразные полуфабрикаты и отходы медницкого производства, которые были настолько многочисленными, что местами культурный слой из-за окислов меди имел насыщенный зеленый оттенок. По этим материалам можно полностью проследить производственный процесс от отливки заготовок, ковки пластин, до формирования корпуса котлов и снабжения их ушками и дужкой для подвешивания. Кроме посуды в мастерской производили другие изделия из пластин – обкладки кошельков и венчиков деревянных сосудов, отдельные украшения и пр. и волочили проволоку, применявшуюся в ювелирном производстве.
На основании радиоуглеродных дат, анализа вещевого инвентаря и находок трех ордынских монет мастерская датирована XII–XIII вв. О том, что ремесленник, основавший мастерскую, был выходцем из Волжской Булгарии, свидетельствует высокая доля булгарской посуды, включая развалы полных форм кувшинов и горшков, и отдельные вещи, не характерные для местной культуры. Любопытен, к примеру, набор из астрагалов мелкого рогатого скота с отверстиями или следами обработки, которые служили игральными фишками и битами. На Рождественском городище находки таких «костей» тяготеют к ремесленным мастерским, и можно предположить, что игра в кости была характерна для субкультуры ремесленников. Исследователи отмечают, что использование бараньих астрагалов для игры – это преимущественно тюркская традиция. Значительное количество ювелирных изделий, в том числе из драгоценных металлов, найденных в мастерской, свидетельствует о достатке семьи мастера, а находка обломка костяного стилоса с характерной заполированностью рукояти и с затертой «лопаточкой» на тыльной стороне, предназначенной для стирания написанного на воске, о том, что он был грамотным. Ну а самая сенсационная находка была сделана в нынешнем полевом сезоне – в мастерской обнаружен именной перстень-печатка, изготовленный из серебра и золота, на котором почерком Насх, характерным для XIII-XIV вв., вырезано имя – Аджлаб ибн ‘Умар. Таким образом, нам стало известно имя одного из жителей Пермского края XIII века.
Рис.1 Раскоп 2018 г. на Рождественском городище, где выявлена мастерская медника
Рис.2 Образки пластин – отходы медницкого производства: А – фрагменты венчиков котлов, Б – пластины с зубцами, В – пластины для фальцевого соединения
Рис.3 А – дужка и ушки котлов, Б – медные заклепки, В – заклепки-заплатки
Рис.4 Именной перстень-печатка с именем «Аджлаб ибн ‘Умар»