«Je pense, donc je suis» «Cogito ergo sum» «Я мыслю, следовательно, я есмь»
Р. Декарт, 1637

300 years v3

В рамках проекта «Базовые школы РАН» ученики пермской гимназии № 4 имени братьев Каменских побывали на экскурсии в Институте экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН (филиал ПФИЦ УрО РАН).

Ученые института рассказали школьникам об истории ИЭГМ УрО РАН, пояснили специфику работы в лаборатории алканотрофных микроорганизмов, показали научные процессы и результаты проводимых микробиологических исследований, продемонстрировали работу высокочувствительного аналитического оборудования.

Ребята узнали, что первым исследователем бактерий стал ещё в 17 веке нидерландский натуралист и конструктор микроскопов Антони Ван Левенгук, что бактерии есть повсюду: в воде, земле, воздухе, во льдах Антарктиды и песках Африки, в атомных реакторах и кипящих гейзерах, что люди, изучая бактерии, научились использовать их в приготовлении пищи, лечение болезней, а также с помощью бактерий очищать землю и воду при техногенных загрязнениях природной среды, что микробы можно и нужно коллекционировать, и ещё многое другое интересное и полезное о существовании микроорганизмов.

Ребятам показали «Родококкус Байкануретис» − бактерию, выделенную на космической станции «Мир», предложили попробовать очищенную различными методами «живую» и «мертвую» воду и дали возможность рассмотреть бактериальные клетки под микроскопом.

Ившина Ирина Борисовна – заведующая лабораторией алканотрофных микроорганизмов, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии наук:
«Дорогие гости, сегодня вы побывали в академическом институте, познакомились с чрезвычайно интересной группой микроорганизмов, которые являются предметом пристального интереса со стороны биотехнологов всего мира. Эти умные бактерии обладают способностью разрушать вещества, загрязняющие окружающую среду и поэтому рассматриваются как идеальные агенты очистки и восстановления загрязненных сред, как природные агенты переработки ксенобиотиков. А мы называем их “блестящими мусорщиками”. Совсем скоро вам предстоит выбор профессии, и вы думаете о том, где приложить свои силы и кем работать, как добиться успеха в выбранной специальности. Советую вам, как можно быстрее понять, чего хотите достичь, и так распорядиться своим временем, чтобы добиться успеха в жизни. Это возможно только при условии, если хорошо делать свое дело. Других рецептов нет. Приходите учиться в классический Университет на биологический факультет, затем на вузовско-академическую кафедру микробиологии и иммунологии, и далее, если решите связать свою жизнь с наукой, в аспирантуру Института экологии и генетики микроорганизмов. Ждём вас».

Айдарова Арина, 8а: «Очень занимательная экскурсия. Я узнала много нового о биологии. Самое интересное, что мне понравилось – это рассказ о работе и предназначении приборов. Я пошла на экскурсию в институт, потому что хочу стать биологом».

Курганова Анастасия, 7в: «Я хочу связать свою жизнь с научными исследованиями. Специально пошла на экскурсию, чтобы узнать, как можно больше о работе ученых-микробиологов. Больше всего мне понравился рассказ о секвенировании геномов».

Справка. ПФИЦ УрО РАН выступает в качестве научно-образовательного центра для четырех учебных заведений Прикамья, выбранных комиссией РАН в качестве базовых школ. Это гимназии № 4 имени братьев Каменских, гимназия № 17, школа № 146 с углубленным изучением математики, физики и информатики города Перми и гимназия с углубленным изучением иностранных языков города Чайковского.
Цель проекта − создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.