«Je pense, donc je suis» «Cogito ergo sum» «Я мыслю, следовательно, я есмь»
Р. Декарт, 1637

300 years v3

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АРХЕОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Когда во второй половине ХХ в. произошло выделение средневековых археологических культур на территории Пермской области, исследователи сразу немалое внимание уделили характеристике хозяйства местного населения в той степени, насколько это позволяли собранные к тому времени археологические материалы.

Но в современной археологии изучение вопросов, связанных с организацией и развитием хозяйства невозможно без проведения естественнонаучных исследований. В рамках проекта РФФИ «Хозяйственно-культурный облик средневекового Предуралья (комплексное исследование)», который осуществлялся сотрудниками ПФИЦ УрО РАН и ПГГПУ, была проведена полная ревизия всех археологических материалов, так или иначе связанных с хозяйственной деятельностью средневековых жителей Пермского края, и параллельно сотрудниками ИЭРиЖ УрО РАН проведены естественнонаучные исследования, значительно расширившие представления о хозяйстве. Площадкой для проведения исследований послужили два ключевых для средневековой археологии Прикамья памятника – Рождественское и Роданово городища, где в процессе раскопок отбирались пробы для проведения споро-пыльцевого, палеоботанического и палеозоологического анализов.

МАСТЕРСКАЯ МЕДНИКА – УНИКАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ ПЕРМСКИХ АРХЕОЛОГОВ

К уникальным открытиям последних лет, совершенных археологами ПФИЦ УрО РАН и ПГГПУ на территории Пермского края, можно отнести обнаружение на Рождественском городище в Карагайском районе мастерской медника. Мастерская исследовалась в 2018-2019, 2021 гг., и уже можно обобщить основные результаты этих исследований.

Начнем с того, что Рождественское городище к. IX – первой половины XIV вв. было торгово-ремесленной факторией Волжской Булгарии на наших землях, это единственный памятник Пермского края, упомянутый в письменных источниках как городок Афкула (Акикул). Здесь вместе с местными жителями – финно-уграми, жили булгарские купцы и ремесленники с семьями, присутствовали выходцы с соседних финно-угорских территорий и даже, возможно, с Руси. То есть это был типичный средневековый городок с пестрым населением. За годы раскопок городища на нем неоднократно встречались остатки мастерских – металлообрабатывающих, гончарных, косторезных, но медницкая мастерская обнаружена впервые. Да и в целом по России таких мастерских известно единицы, на Урале она первая, а настолько полно изученных, наверное, нет больше нигде.

Медная посуда (в особенности – котлы) начала распространяться с VIII в., а в X-XIV вв. приобрела широкую популярность. Причем у финно-угров Поволжья, Приуралья и Западной Сибири медные котлы принадлежали к особым сакральным предметам – их очень ценили, берегли, помещали в могилы самых знатных представителей общества. Испорченную посуду не выбрасывали, а использовали как сырье для литейного производства, ведь для ковки использовали исключительно чистую медь. Раньше думали, что такая посуда производилась только в ремесленных центрах крупных феодальных государств, в частности, Волжской Булгарии.

Мастерская располагалась в большом доме площадью 216 кв. м, разделенном перегородками, построенном в каркасно-столбовой технике, как и жилища, изученные на городище. Не исключено, что мастер с семьей жил здесь же в помещении, отделенном перегородкой.